Баниан – дерево, которое благодаря сложной системе веток-корней постепенно установило свое доминирующее положение над другими растениями. В процессе форсированной анере-тайо эволюции банианы приспособились к новым условиям окружающей среды. Они умножали свои ветви, тянулись ввысь, становились шире, защищая основной ствол от врагов, число которых увеличивалось. Баниан обсаживал себя своими же ветвями-корнями до тех пор, пока единственную и полную защиту от врагов могло обеспечить лишь срастание с соседним банианом, образуя густые заросли. Там, где растёт баниан, ни одно дерево, кроме живущего с ним в симбиозе уисл, не может пробиться к далекому небу. Однако, сплетённые ветви баниана дают кров и защиту множеству других существ Нижнего и Среднего яруса леса, его верхние листья служат основой для Верхнего яруса. Баниан не растёт вблизи водоёмов и на сумеречной стороне планеты.
Уисл - дерево, живущее в симбиозе с банианом. Имеет целебные свойства. Его сок используется местными жителями как обезболивающее и антисептическое средство.
Дамблер – наделённый слухом летающий плод дерева уисл. Представляет собой зонтик диаметром до двух метров, покрытый множеством волосков. Может быть управляем с помощью команд, которым обучен местными жителями.
Траверсер – похожий на огромного паука, этот вид растений занимает доминирующее положение на Верхнем ярусе леса. Именно они придают Верхнему Ярусу его особую неповторимость: повсюду свисают гигантские паутины, а на верхушках деревьев баниана раскачиваются большие гнёзда. Когда траверсеры покидают свои гнезда, их тут же занимают какие-нибудь живые существа, в них растут другие растения, украшая своими цветами Верхний Ярус. Нити траверсеров тянутся до самого спутника, висящего над планетой в одной точке, а сами траверсеры способны преодолевать космическое пространство, путешествуя по своим нитям.
Бернун – растение Верхнего яруса леса. Огромные, в человеческий рост, цветы после созревания плода смыкают лепестки и образуют прозрачную и очень прочную коробочку-линзу. Растение защищается от врагов и чужаков, которые потенциально могут являться врагами, концентрируя солнечный свет этими коробочками-линзами и прожигая всё, что предоставляет потенциальную угрозу. Оказавшись в тени (хотя откуда здесь взяться естественной тени?), растение обмякает, будто мёртвое, но почувствовав свет, снова расправляет листья. В верхней части коробочек, где раньше были семена, выделяется клей. Одно из местных племён приспособило эти коробочки для ритуала последнего пути. Они с помощью выделяемого растением клея прикрепляют коробочки к ногам готовых к подъёму траверсеров, и отправляют в них своих умерших или ослабевших родственников. Другое племя, живущее на спутнике, приспособило коробочки для путешествий. Размыкая лепестки ножом, люди сами забираются внутрь и таким образом при необходимости путешествуют на спутник и обратно. Приближаясь к безвоздушному пространству, коробочка в большинстве случаев герметизируется и защищает того, кто находится внутри. Внутри коробочки в это время выделяется сладко пахнущее вещество, которое одурманивает человека, погружая в состояние полусна, но к концу пути эффект проходит. Если под воздействие вещества попадает представитель племени гринманов, то в процессе подъёма его тело изменяется, и человек завершает путь флайманом и переселяется на спутник, встречая там таких же изменённых, как он (об обоих этих племенах будет рассказано ниже), однако отправляясь в последний путь никто из гринманов не знает, чем завершится путешествие. Вероятно, эти удивительные свойства коробочек-линз бернуна поддерживаются магическим полем планеты.
Трэппер – хищное растение, способное к самостоятельному перемещению. Представляет собой зубастую пасть на толстом стебле со множеством отростков-щупалец, которыми притягивает добычу к пасти. Охотится, прячась в зарослях других растений, безопасных для его жертв.
Тамми – то ли растения, принявшие человеческий облик, то ли люди, превратившиеся почти в растения, тамми населяют прибрежные районы и берега крупных рек. Занимаются рыболовством и, с учётом агрессивности местных морских жителей, морской охотой. То ли это два разных вида, живущих в симбиозе, то ли один вид делится на дерево-тамми и людей-тамми. Дерево-тамми – мозговой центр колонии. Люди-тамми полуразумны и соединяются с центром хвостом-стеблем, через который получают приказы из мозгового центра. Не имеют природных средств защиты, но используют оружие – гарпуны, копья, арбалеты. Могут говорить только простейшими фразами. Если обрубить стебель, люди-тамми, совершенно не привыкшие принимать самостоятельные решения, будут искать способ снова прикрепиться к дереву-тамми, а если не найдут, выберут нового лидера любой расы, которого посчитают умнее и сильнее. Однако, из-за бездумного выполнения приказов, без дерева-тамми люди способны только к самой простейшей работе и к рыболовству – тому, что они лучше всего умеют делать без всяких приказов.
Гринманы – биологически люди, возможно, коренное население планеты, обитавшее здесь до того, как планета стала полигоном анере-тайо. А может, какая-то зашедшая в тупик экспериментальная версия на основе человека, заброшенная как бесперспективная и оставленная жить как не представляющая серьёзной угрозы. Внешне – люди как люди, только с зелёной, как листья растений, кожей. Разумны, но не носят одежды и ведут практически первобытный образ жизни. Живут небольшими группами, которыми управляют женщины. Мужчины рождаются редко, поэтому занимают в группе особое положение. Они умеют охотиться и защищать себя, но чаще на охоту выходят женщины. Женщина, даже старшая группы, не может ударить мужчину или мальчика, хотя мужчина, как и любой представитель группы, должен во всём слушаться старшую женщину. Старшая обычно бывает и по возрасту, и по лидерским качествам. Вне периода размножения женщинам вовсе запрещено дотрагиваться до мужчин. Это табу не обсуждается и передаётся из поколение в поколение. Других правил жизни эти люди просто не знают.
Взрослея, теряя физическую форму и способность к размножению (у гринманов, в отличии от людей развитых миров, потеря способности к размножению происходит примерно в 30 лет, а полового созревания они достигают лет в 15), они ритуально отправляются в последний путь в коробочках бернуна по нитям траверсеров и больше не возвращаются к оставленным детям, которые после их ухода продолжают жить по законам их группы. Является ли путь наверх действительно последним или это только начало какой-то новой неведомой жизни, никто из живущих на планете гринманов не знает, а на спутник до ритуала они никогда не поднимались.
Гринманы верят, что душа человека хранится в фигурке-тотеме, которую родители вырезают из сухой древесины баниана, и которую человек должен хранить до конца своей жизни. Когда кто-то погибает в зелени леса, фигурку отправляют в коробочках бернуна по нитям траверсеров. Если фигурка потеряна, считается, что душа человека навсегда останется в зелени. Потерять или сломать тотем считается страшнее, чем погибнуть.
Гринманы населяют Средний ярус леса баниана, иногда спускаясь на Нижний или поднимаясь на Верхний. Некоторые похожие на них колонии, живущие по другим правилам, встречаются и на сумеречной стороне планеты.
Флайманы – внешне напоминают гринманов: одна голова, длинные и крепкие руки, короткие ноги и сильные пальцы на руках и ногах, лишь вместо гладкой зеленой кожи, как у человека, их тела покрывает грубое вещество, отливающее черным и лиловым оттенками. Большие крылья начинаются на запястьях и заканчивались на лодыжках, позволяют летать быстро, но на короткие расстояния. Разумны. Гринманы видят их редко, но считают достойными противниками. Обычно флайманы нападают на группы гринманов и похищают детей, стараясь не причинить детям никакого вреда. Иногда гринманы успевают отбить ребёнка, но в большинстве случаев победа остаётся за флайманами. В других обстоятельствах флайманы никогда первыми не нападают на гринманов и убивают их только тогда, когда вынуждают обстоятельства.
Флайманы населяют спутник планеты и на самом деле являются переродившимися после ритуального ухода гринманами. Но так как они лишены способности к размножению, им приходится похищать детей гринманов, часто из их же бывших групп. Для путешествий между спутником и планетой флайманы используют те же коробочки бернуна и пути траверсеров.
Грейскины - маленькая цивилизация разумных млекопитающих, оттеснённая растениями в зону вечных сумерек. Выглядят как невысокие (не выше 170 см) люди с кожей разных оттенков серого цвета. Выделяются чёрными без зрачков глазами и тонкими длинными иглами на спине и голове. Волосной покров отсутствует.
Живут на скалистых островах в небольших городах-государствах. Основной источник продовольствия - рыбный промысел. Каким-никаким сельским хозяйством занимаются, но испытают в этом большие трудности из-за недостатка солнечного света и плодородной земли. Умеют обрабатывать камень и металлы. Дома строят, преимущественно, либо из камня, либо из глины. Древесина в регионе почти отсутствует. Она очень ценится, так как требуется для создания кораблей.
Каждый город управляется советом старейшин. Для решения глобальных вопросов собирается народное собрание, где учитывается голос каждого горожанина. Старейшины так же выбираются голосованием. Законы и традиции в разных городах-государствах могут отличаться, но кое-какие общие черты имеются.
Во-первых, грейскины не воинственны. Ни в одном из городов нет профессиональной армии или аналогичной структуры. В случае потенциальной опасности, формируется ополчение из боеспособных граждан. В неспокойное время улицы могут патрулировать добровольцы. Между собой грейскины не грызутся. Все конфликты решается путём переговоров, иногда, с привлечением третей, независимой, стороны.
Во-вторых, грейскины отдают предпочтение искусству и наукам. Имеют свою письменность. Создают примитивные механизмы. Неплохо разбираются в медицине.
В-третьих, в городах низкий уровень преступности. Между соседями, да и горожанами в целом, давно сформировались доверительные отношения. В случае беды у какой-то семьи, помогут даже те, кто с ним, в общем-то никогда не пересекался. Тюрем нету. Но нарушителя общественного порядка, зависимо от народного суда, могут отправить на исправительные работы или посадить под домашний арест. Изгнание практикуется -- но только в самых редких случаях. Наказания насильственного характера не применяются.
В-четвёртых, большая часть грейскинов предпочитает формировать полиаморыне семьи, с равным, и не очень, количеством мужчин и женщин в них. Впрочем, моногамные отношение так же встречаются. И не редко.
В-пятых, у всех сообществ грейскинов один и тот же пантеон богов. Хотя, их имена в некоторых городах могут немного отличаться. Тем не менее, грейскины не сильно религиозны. Многие из них предпочитают оставаться агностиками или даже атеистами. Что в обществе не порицается. Те же, кто верит, обычно, отдают предпочтение только одному из многочисленных богов.
Грейскины- отличные мореходы и рыбаки. Неплохие художники, поэты, мастеровые. Обычно добродушны и отзывчивы. Не чураются чужаков, пока те ведут себя в рамках приличного. Но готовы дать отпор любому, кто представляет грозу для их относительно мирного существования. В то числе и убить, если это действительно будет необходимо. Анере-тайо, конечно, прекрасно знают о этой цивилизации, но не трогают её по каким-то своим причинам. Да и, в виду своего миролюбия, угрозы грейскины большой не представляют.
Морэл – гриб-паразит, представляющий собой по сути только один мозг. Обладает телепатическими способностями, которые распространяются как на животных, так и на растений. Обычно прикрепляется в области шеи к другим существам и частично или полностью берёт под контроль тело. Степень контроля зависит от степени разумности существа. Менее разумных берёт под контроль полностью, с более разумными возможно заключение взаимовыгодного соглашения, при котором морэл делится с носителем частью своих знаний, а носитель в ответ не пытается избавиться от паразита. Морэл может считывать знания прямо из памяти. Главный ресурс, за которым он охотится – информация. В том числе информация о других мирах и о том, как можно свалить с этой планеты, срок жизни которой определён сроком жизни умирающей звезды. При попытке от него избавиться, воздействуя телепатически, причиняет ностителю невыносимую боль, по сравнению с которой само наличие паразита кажется не таким уж страшным. При попытке внешнего воздействия может пригрозить убить носителя.
Может передавать мысли на расстоянии, общаясь таким образом не только со своим носителем. Считывать память может только у носителя.
Боится птиц, для которых морэлы - лакомство.
Термиты - насекомые, живущие колониями наподобие земных термиров. Рабочие особи размером со среднюю собаку. Обычно бывают коричневого цвета, но встречаются белые, серые, чёрные, рыжие и жёлтые. Полуразумны, живут в симбиозе с гринманами и другими млекопитающими. Способны понимать жесты и простые фразы, но не умеют по-человечески говорить. Между собой используют особую систему связи, в которую входят движения усиками и передача химических соединений, которые могут быть распознаны другими термирами или существами, способными к подобному способу передачи информации. Питаются растениями, могут селиться на территории гринманов, расчищая им место для строительства жилищ и взамен получая защиту их подземных укрытий.
Мазон – экспериментальная раса людей-растений, выведенная анере-тайо на Теплице и используемая для защиты своих планет. Сами мазон считают Теплицу родной планетой и центром их цивилизации. Здесь обитает их королева Раффлезия, которой они верны, и которая, в свою очередь, верна анере-тайо. Выглядят мазон как очень привлекательные женщины с очень бледной или синевато-зелёной кожей, зелёными или синими глазами и обычно зелёными или синими, реже рыжими волосами. Внешняя привлекательность часто во время боя деморализуют мужчин человеческой расы. Разумны, почти все обладают навыками пилотирования космических кораблей, как выращенных анере-тайо, так и конструкции развитых цивилизаций. Полностью лишены инстинкта самосохранения, склонны к чёткому выполнению приказов, однако, не лишены чувств и собственной воли. Размножаются исключительно вегетативно, но модифицированы так, чтобы иметь возможность в полной мере использовать человеческие инстинкты и пороки. После смерти выделяют горючее вещество и через некоторое время их тела сгорают синим или зелёным пламенем. В них также заложена программа самоуничтожения, которая срабатывает в том случае если мазон идут против своей королевы. Поэтому предательство в рядах мазон - редкое явление, но если всё-таки случается, после этого они либо кончают жизнь самоубийством, либо через некоторое время умирают сами, без каких-либо внешних причин.